Во времена СССР

Горчичницы советских времен: забытые шедевры или повседневные артефакты?

17 февраля, 12:48

Как бы ни старались в свое время пришедшие к власти большевики построить «новую жизнь в новом государстве», наследие былого все равно продолжало о себе заявлять. Особенно хорошо это было заметно на различных бытовых предметах: элементы декора интерьера, мебель, предметы сервировки — и горчичницы, кстати, тоже не были исключением.

Бытовой аскетизм, характерный для первых послереволюционных лет, постепенно, по мере развития экономики молодой страны и роста благосостояния ее населения, заменялся привычками к комфортному существованию. Белые скатерти, салфетки, цветы на столе и красивая сервировка уже не считались мещанством и пережитком прошлого. Они становились повседневной нормой жизни. Изящные столовые приборы и наборы для специй стали возвращаться в советский быт, и именно в этой атмосфере зарождались уникальные горчичницы, ставшие символом целой эпохи.

Исторический контекст: от аскетизма к изысканности

Первыми на это веяние отозвались точки общепита. Ни один приличный ресторан не мог создать положенную атмосферу изысканности, если не предоставит посетителю возможность принимать пищу за столом с накрахмаленной скатертью и красивой посудой. Вслед за частной инициативой подтянулись и государственные предприятия общественного питания. Даже если скатерти рабочему люду особо и не нужны были, солонки, перечницы, горчичницы и бумажные салфетки стали тем минимумом, который эти заведения обязаны были обеспечить.

«Горчичницы тоже «прихватывали» нередко, но все же не в том количестве, что солонки.»

Материалы для создания горчичниц

При изготовлении наборов для специй довольно долго прослеживались традиции «имперского прошлого» в этой области. Вплоть до 60-х годов, когда началось массовое использование пластмассы, горчичницы делали исключительно из фарфора, фаянса, стекла или хрусталя, чуть реже — из металла. Интересно, что формы этих предметов сервировки менялись не сильно, сохраняя классический облик, который был принят еще в царской России.

Фарфор и фаянс: классика жанра

Фарфоровые и фаянсовые горчичницы делали методом отливки, часто подгоняя их формы и декор под конкретные столовые сервизы. Это позволяло создать гармоничное сочетание, которое радовало глаз и подчеркивало вкус хозяев. В послевоенное время, когда многие промышленные предприятия стали обзаводиться собственным штатом художников-дизайнеров, начались эксперименты с технологиями изготовления, формой и декорированием.

Стекло: хрустальные традиции

Стеклянные горчичницы могли быть выдувными и прессованными. Первые делали для комплектации столовых судков, а вторые, как правило, только для штучной продажи. Прессованные горчичницы долгое время делали только на поддоне и определенной емкости, что указывает на существование серьезных проблем с разработкой новых матриц. Однако даже такие недостатки не уменьшали их привлекательности для потребителей.

Металл: изысканная простота

Металлические горчичницы изготавливали как из мельхиора и нержавеющей стали, так и из благородного серебра. В массовом производстве использовался метод штампования, а для индивидуального или малосерийного формата — чеканка. Интересно, что среди металлических горчичниц преобладали те, что по функционалу напоминали шприц. То ли из-за удобства использования, то ли из-за оригинальности формы именно эти сосуды были в те годы наиболее популярны.

Декор и дизайн: отражение эпохи

Если металлические горчичницы обычно имели геометрические формы и декорировались преимущественно чеканным орнаментом, то в случае с фарфором, стеклом и фаянсом проявление художественной фантазии было более широким. Эксперименты отдельных мастеров с фарфоровой пластикой позволяли создавать поистине уникальные предметы, которые в наше время представляют собой настоящую коллекционную редкость.

  • Горчичницы с агитационным декором — символ новой эпохи.
  • Проблемы воровства в общественном питании.
  • Изменение представлений о сервировке стола.

Советская жизнь и горчичницы: уникальная связь

Горчичницы стали не просто предметами сервировки, но и отражением духа времени. Они говорили о культурных изменениях, о стремлении к красоте и утонченности в повседневной жизни. Не зря в послепервой мировой эпохе, когда вся страна искала пути к восстановлению и развитию, горчичницы заняли свое место на столах советских граждан. Они становились частью праздника, частью семейных обедов и ужинов, создавая атмосферу тепла и уюта.

Заключение: горчичницы как историческое наследие

Горчичницы советских времен — это не просто предметы быта. Это артефакты, которые хранят в себе память о времени, когда маленькие детали могли сделать нашу жизнь более яркой и запоминающейся. Они рассказывают о стремлении к уюту и комфорту, о необходимости почувствовать себя частью большого мира, где каждый элемент имеет значение.